(812) 331-29-30
РусEng

В прошлом императорская семья, знать, зажиточные люди строили на Елагином, Крестовском и Каменном островах загородные усадьбы. Тишина и уединенность, обилие водных пространств и зелени принесли Каменному острову заслуженную славу одной из самых красивых и привлекательных частей города. В XIX — начале ХХ веков на небольшом участке суши сложился целый комплекс сооружений в стилях модерн и неоклассицизм.

С 2007 года Международный Благотворительный Фонд «Константиновский» принял участие в привлечении благотворительных средств на реставрацию и восстановление ряда архитектурных памятников Каменного острова.


Дом А. А. Половцова на Каменном острове (1911—1912 гг. архитектор И. А. Фомин)

Дача А. А. Половцева на Каменном островеПо проекту выдающего архитектора первой половины ХХ века, ученика Леонтия Бенуа, И. А. Фомина на Каменном острове является одним из лучших образцов русского неоклассицизма. Предназначалась эта усадьба для сына сенатора, статского советника А. А. Половцова.

По своему характеру это обширная усадьба дворцового типа, почти облик русского усадебного дома рубежа XVIII—XIX веков, с большим, открытым парку парадным фасадом, заключенным между боковыми крыльями.

Здание отвечало всем современным требованиям комфорта еще до революции: здесь имелись центральное отопление, лифт, специальный подогрев зимнего сада. Фомин закончил оформление интерьеров особняка только в 1916 году. Однако уже через десять лет, по решению советских властей, ему пришлось перестроить здание под санаторий. Интерьеры дома утратили большую часть декоративного убранства в 1922 году одновременно с конфискацией имущества Половцова.

До начала 1990-х годов дом Половцова служил главным корпусом санатория «Клинический», затем ее арендовала частная фирма, а в 2003 году особняк перешел в ведение Управления делами Президента РФ.

При поддержке Константиновского Фонда в доме Половцова были проведены строительные и реставрационные работы. В большей части помещений первого этажа, в том числе вестибюле, анфиладе парадных залов, столовой, гостиных, парадной лестницы была проведена комплексная реставрация. Самое сложное было максимально сохранить исторический облик здания, воссоздать детали интерьера, внешнего декора и организовать в историческом пространстве комфорт и возможности ультрасовременного здания.


Дом архитектора В. И. Шене (1903 г., по проекту В. И. Шене)

Дача архитектора В. И. ШенеДвухэтажное каменное здание с открытыми террасами, вписанным в круг парадным входом и небольшой башенкой. В. И. Шене был один из самых первых и выдающихся представителей модерна. По его проектам построены четыре дачи в стиле модерн на Каменном острове, дача Гаусвальда (1898 г.), доходный дом Н. В. Чайковского, доходный дом Спиридонова, особняк А. Ф. Кельха.







 

Дом банкира А. Г. Соловейчика (1911 г., по проекту Е. Ф. Эделя)

Дача А. А. Половцева на Каменном островеЗначительное место в архитектуре Каменного острова занимают памятники неоклассицизма. Среди них следует отметить дом А .Г. Соловейчик в начале Полевой аллеи. Он совмещает в себе классицистические мотивы: балюстрада, полу-ротонды и приемы модерна: строенные окна, свободный план. Образец творческого подхода к использованию классических форм в сочетании с элементами модерна, варьирующими мотивы петровского барокко и классицизма.

Судьба этого дома после 1917 года типична: детская колония, детский дом, госпиталь, детский сад. В 1980-х годах дом пережил несколько пожаров, в результате которых погибла отделка интерьеров ротонды, кабинета и столовой.


Дом архитектора Р. Ф. Мельцера (1901—1904 гг., архитектор Р. Ф. Мельцер)

Дом архитектора Р. Ф. МельцераМельцер, архитектор Императорского двора, ученик Санкт-Петербургской Академии Художеств с 1878года был блистательным зодчим модерна. По его проектам были выполнены отделка и мебель в Царскосельском Александровском дворце, мебель для Ливадийского дворца, для особняков М. Ф. Кшесинской, ограда Зимнего дворца и т. д.

Деревянный, на высоком каменном основании, дом необычного силуэта — яркий образец модерна. Традиции народного искусства, используемые архитектором, дали жизнь самому поэтичному и сказочному сооружению на острове, которое получило свое собственное имя — «Дом сказка» (или «Баба-Яга»).