(812) 331-29-30
РусEng

Государственный комплекс «Дворец конгрессов»История создания и реконструкции Константиновского (Большой Стрельнинского) дворцово-паркового ансамбля — яркая страница архитектурной летописи России.

Над воплощением замысла Петра I, мечтавшего создать государственную резиденцию, способную затмить знаменитый французский Версаль, на протяжении XVIII—XIX веков трудилась плеяда талантливых архитекторов. Решению поставленной перед ними задачи способствовали близость моря и особенности природного рельефа. На естественной террасе вблизи Финского залива предстояло возвести большой каменный дворец, окруженный живописным парком с системой каналов и фонтанов.

Первый «конкурс» проектов выявил лучшего итальянского архитектора Николо Микетти. В июне 1720 года по его проекту, одобренному Петром I, в присутствии иностранных дипломатов началось строительство каменного дворца.

Из-за смерти первого русского императора строительство дворца не было завершено. После отъезда Николо Микетти дворец достраивали его ученики — талантливые русские мастера М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин. В 1730-х годах из-за нехватки средств строительство здания было законсервировано.

В 1743—1750-е годы дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна, желая реализовать отцовские замыслы, попыталась возобновить строительство дворца, пригласив придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. В середине 1750-х годов архитектор вносит дополнения в объемно-планировочную структуру и художественное убранство интерьеров дворца, а также по его проекту в парке возводятся Пилоны караульных ворот. В это время продолжается работа по созданию широкой террасы, прорезанной аркадами грота, которая образует подножие дворца.

На протяжении второй половины XVIII века Большой Стрельнинский дворец использовали в хозяйственных целях: в его огромных и сухих подвалах хранились излюбленные царской семьей венгерские вина, толк в которых знал еще Петр Великий, любивший увеселения и празднества. В 1797 году указом Павла I усадьба дарится его сыну Константину Павловичу. Под руководством архитекторов Ф. Вильстера и А. Н. Воронихина осуществляется реконструкция дворца и приспособление его под Великокняжескую резиденцию. После сильнейшего пожара в декабре 1803 года реконструкция дворца осуществляется по проекту архитектора Луиджи Руска при участии архитекторов П. Пильникова и А. Н. Воронихина. Создается бельведер, который придал законченный вид силуэту дворца.

В 1847 году по приказу Императора Николая I дворец становится Собственностью его сына Великого Князя Константина Николаевича.

В 1847—1861 годы была вновь осуществлена реконструкция дворца по проектам архитекторов Х. Ф. Мейера, А. И. Штакеншнейдера с участием Лангвагена. А. И. Штакеншнейдер вносит существенные изменения в декоративное оформление залов, а также в отделку ряда помещений. Параллельно с работами по дворцу, архитектор проводит перепланировку в пейзажной части парка, система прудов которого существовала со времен Петра I.

Стены дворца «помнят» выдающихся личностей семьи «Константиновичей». Сам Великий Князь — Константин Николаевич — был Управляющим морским ведомством России, обеспечив перевооружение флота, выведя страну в разряд сильнейших морских держав.

С 1892 года владельцем дворца являлся Великий Князь Дмитрий Константинович — начальник всех государственных конных заводов России, председатель ряда благотворительных обществ. Во дворце летом и осенью проживала семья его брата Великого Князя Константина Константиновича (1858—1915 годы), известный, не только как Президент Российской Академии Наук, начальник всех кадетских корпусов, но и как поэт, переводчик, музыкант, актер и драматург.

Усадьба Константиновского дворца в Стрельне связана с именами знаменитых людей России. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, Иоанн Кронштадтский (духовный наставник царской семьи), Ф. Шаляпин, И. Поддубный, А. Блок, А. Ахматова, И. Бунин, академик Д. С. Лихачев. Среди сиятельных дачников в Стрельне жили такие как Орловы, Львовы, Фон-Дервизы, Матильда Кшесинская. В усадебной церкви Спасо-Преображения венчалась вдова А. С. Пушкина — Наталья Николаевна с П. Г. Ланским.

После 1918 года в здании дворца размещаются детские воспитательные учреждения, в том числе трудовая школа-колония и средняя школа. Имущество дворца вывозится, часть художественных произведений, скульптурное убранство дворца были изъято и передано в музеи Санкт-Петербурга. В 1937—1939 годах в здании дворца проводились работы по его переоборудованию под нужды санатория для нервнобольных, при этом пострадали или были уничтожены ценные интерьеры начала XIX века.

Драматические события в истории России не могли не сказаться на судьбе дворцово-паркового ансамбля. Значительный ущерб ему был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Фасады дворца были изуродованы многочисленными выбоинами, а внутренняя отделка здания была почти полностью утрачена.

В 1945—1950 годы весь дворцово-парковый ансамбль передан на баланс в Главсевморпуть под восстановление и размещение в нем Ленинградского Арктического училища. В результате осуществленных коренных реконструкций дворец почти полностью утратил историческую планировку.

В 1990 году после закрытия училища наступают годы разрушения и забвения.

2000 год внес большие перемены в жизнь Стрельны. В ответ на обращение представителей интеллигенции Санкт-Петербурга к Президенту РФ В. В. Путину Константиновский дворцово-парковый ансамбль был взят на баланс Управления делами Президента с целью его восстановления и реконструкции. В 2001 году бывшая императорская и великокняжеская резиденция получила статус Государственного комплекса «Дворец конгрессов», сочетающего в себе функции государственной резиденции, музея и делового центра.

В августе 2001 года был проведен всероссийский конкурс на лучшую концепцию реконструкции и реставрации дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Победителем был признан консорциум, во главе с ГИПРОНИИ Российской Академии Наук.

В сентябре 2001 года по итогам тендера был объявлен генеральный подрядчик-инвестор: Консорциум «Шестнадцатый трест и партнеры».

Государственным заказчиком Проекта являлось Управление делами Президента Российской Федерации, заказчиком-застройщиком — Федеральное государственное унитарное предприятие «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе».

Перед проектировщиками, строителями и реставраторами была поставлена непростая творческая проблема: воссоздать интерьеры, задуманные архитекторами Л. Руска и А. Штакеншнейдером, и одновременно обеспечить использование этих залов как современных представительских помещений. Фасады дворца, сохранившие основные решения XVIII века (архитекторы Н. Микетти, Ф. Растрелли), тщательно реставрированы с восстановлением утраченных элементов. В память о великокняжеском периоде истории ансамбля на северном фасаде дворца (со стороны террасы) воссоздан герб Великого князя Константина Николаевича, а на южном — установлен герб Российской Федерации в современной редакции.

С ноября 2001 года параллельно с проектированием были развернуты строительно-монтажные работы на всех объектах дворцово-паркового комплекса — Константиновского дворца, бывшего Конюшенного корпуса, Гостиничного комплекса, паркового ансамбля, а также целый ряд воссоздаваемых исторических объектов. Объем работ был поистине гигантским. Вот лишь один пример. Всю зону строительства, а это ни много, ни мало 30 гектаров, пришлось «поднимать» на два метра вверх. Но так называемая вертикальная планировка оказалась едва ли не самым простым делом. Куда больше времени и сил потребовали многочисленные и весьма разнообразные гидротехнические сооружения. Только одна набережная протянулась вдоль Финского залива более чем на два километра. И чтобы она выдержала напор балтийских штормов, ее пришлось укреплять насыпью из валунов. На Финском заливе выросла морская гавань, возведены причальные сооружения.

Проектными организациями — институтом «Стройпроект», ООО «Техносенсор» и ООО «Техпрогресс» были спроектированы разводные мосты с 27-метровыми пролетами. Через эти мосты со стороны залива теперь можно подойти к дворцу, у стен которого устроен причал. Всего в парках, окружающих Константиновский дворец, смонтировано 22 моста.

Все гидротехнические сооружения взаимосвязаны. Это позволяет эксплуатировать их в строгом соответствии с предписаниями тех, кто еще в XVIII веке создавал всю эту «водную феерию». И всякий раз для осуществления поставленных задач были необходимы смекалка, творчество, отказ от шаблонов.

Возрожденный всего за 18 месяцев дворцово-парковый ансамбль, предназначенный для проведения важнейших национальных и международных официальных церемоний, а также встреч глав государств, не имеет аналогов как в России, так и за рубежом. В этом заслуга государственных и общественных организаций, предприятий и фирм, строителей, энергетиков, гидротехников, реставраторов, художников, представителей многих других профессий и специальностей, принявших участие в президентской программе по возрождению ансамбля.

В кратчайшие сроки, с ноября 2001 по май 2003 года, были восстановлены не только Константиновский дворец, но и регулярный (Нижний) и пейзажный (Верхний) парки, построены четырехзвездочная гостиница, 20 коттеджей, административный и инженерно-технические корпуса, открыт современный пресс-центр.

Но, несомненно, главным объектом на территории является памятник архитектуры, истории и культуры федерального значения — Константиновский дворец. За прошедший период здесь неоднократно собирались руководители всего мира. В 2003 году в только что открытом Константиновском дворце проходил саммит «Россия — Евросоюз», в котором приняли участие главы 14 государств Евросоюза, а также представители 10 стран-кандидатов в ЕС, выступавшие в качестве наблюдателей. В 2006 году в Константиновском дворце проходил саммит «Большой восьмерки», где основными темами обсуждения были энергетическая безопасность, демография и образование. В 2007 году состоялся еще один саммит — стран СНГ, на котором присутствовали лидеры всех 12 государств Содружества. Основной темой переговоров была Концепция реформирования СНГ.

Во дворце постоянно проводятся конференции, церемонии награждения лауреатов различных премий, балы, концерты и музыкальные вечера. Одно из ведущих направлений деятельности Государственного комплекса «Дворец конгрессов» — образовательные и воспитательные программы. В залах Константиновского дворца размещены музейные экспозиции, посетителям предлагается несколько экскурсионных маршрутов.

Константиновский дворец стал одним из новых символов возрождения России и ее культурного наследия. Воссозданный «Дворец конгрессов» соединил в себе функции государственной резиденции и современного делового историко-культурного центра. Так в XXI веке мечта Петра Великого сделать «Русскую Версалию» в Стрельне дипломатическим «окном в Европу» обрела зримое воплощение. Сегодня Петербург вновь называют дипломатической столицей России, и немалая роль в этом принадлежит «Дворцу конгрессов», где постоянно проходят официальные государственные мероприятия на высочайшем уровне.